Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная arrow Языкознание и философия
Header Pic
Header Pic

Языкознание и философия

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками — диалектикой и логикой.

Философия вооружает конкретные науки методологией, способствует выработке принципов и методов анализа, характерных для частной науки, например языкознания.

Языкознание — одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития.

Интерес к языку отражается в фольклоре всех народов. Как возник язык и чем объясняется многообразие языков? Описание звукового и грамматического строя отдельных языков было сделано в ряде стран. 

Вопросы языкознания рассматривались и рассматриваются во всех философских концепциях. Так, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделил много внимания логическому вниманию языка, создал поэтику. Значительную роль в разработке общих вопросов языкознания принадлежит французскому мыслителю Р. Декарту (1586-1650) и немецким ученым Г.В. Лейбницу (1646-1716) и В. фон Гумбольдту (1767-1835). Гумбольдт заложил основы философии языка — общей теории языка и речи.

Наряду с написанием грамматик и составлением словарей конкретных языков разрабатываются принципы и методы грамматической теории, позволяющие научно изучать историю языков и их строение. Во второй половине XIX в. сформировались два основных лингвистических направления: логическое — в России его крупнейшим представителем был Ф.И. Буслаев, автор «Исторической грамматики русского языка», и психологическое — в России было основано А.А.Потебней, автором книги «Мысль и язык» и «Из записок по русской грамматике».

Представители логического и психологического направлений изучали и изучают язык как средство выражения содержания; при исследовании языка и речи они идут от содержания к форме. В начале ХХ в. разрабатываются теория и методы формального направления, которое главное внимания сосредоточивают на строении форм слова и форм словосочетания. В России формальное направления было представлено двумя грамматическими школами: Московской — ее основателем является Ф.Ф. Фортунатов и Казанской — ее основателем И.А. Болуэн де Куртенэ.

Для развития теории советского языкознания особое значение имела деятельность И.И. Мещанинова (1883-1967), Л.В. Щербы (1880-1944) и В.В. Виноградова (1895-1969).

И.И. Мещанинов, автор работ «Новое учение о языке. Стадиальная типология» (1936), «Общие языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения» (1940), «Члены предложения и части речи» (1945), подчеркивал важность таких принципов «нового учения о языке», как связь языка и общества, языка и мышления, единство языкотворческого процесса, стадиальность (прерывистость) и развитии языков, типологическое единство и разнообразие языков, их частей речи и членов предложения. Разработанные И.И. Мещаниновым теория понятийных категорий, морфолого-синтаксическая типология и функционально-семантическая методика оказали огромное влияние на развитие языкознания.

Л.В. Щерба — создатель лингвистической концепции, опирающейся на лингвистическое наблюдение и эксперимент, и оригинального направления в фонетике. В 1974 г. вышли избранные работы Л. В. Щербы под названием «Языковая система и речевая деятельность». В 1983 г. переиздана его книга «Русские гласные в качественном отношении» (1-е изд. — 1912).

В. В. Виноградов — ученик Шахматова и Щербы, крупнейший представитель русского языкознания середины ХХ в. Его основные работы — «Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв.» (1934), «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947). Работы В. В. Виноградова были переизданы; в серии избранных трудов «исследования по русской грамматике» (1975) и «Лексикология и лексикография» (1977) были опубликованы его статьи, ранее печатавшиеся в журналах. В центре лингвистической концепции Виноградова были слово и стиль языка в их системной, социальной и исторической обусловленности. Виноградовым было разработано современное учение о частях речи, заложены учение основы фразеологии и словообразования, истории литературного языка.

 
Header Pic
left unten
© 2009-2018 Русский лицей им. Е.Ф. Будде.
Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения администрации budde.ru
right unten