Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная arrow Предмет фонетики
Header Pic
Header Pic

Предмет фонетики

Фонетика изучает звуковой строй языка.

Строем языка являются звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение, интонацию. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона - производство человеком звуков речи. Ещё важнее функциональная сторона речи.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков создаются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения.

Звуки речи - явление сложное в том смысле, что звук речи одновременно оказывается фактом: физическим (звуки речи - процесс колебательных движений голосовых связок под воздействием воздушной струи), физиологическим (звуки речи образуются в речевом аппарате человеческого организма), социальным (из звуков речи строятся слоги, слова, предложения, при помощи которых происходит общение в коллективе.

Нелегко совместить три подхода к изучению звуков - подход физика, физиолога и лингвиста. Лингвистическое изучение не может не опираться на понимание их физической и физиологической природы. Поэтому наука о звуках речи внутренне подразделяется, помимо функциональной фонетики, изучающей использование звуков языка в процессе общения, на артикулярную фонетику, изучающую физические свойства звуков.

Объектом фонетики является звуковая сторона речи.

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Фонетика имеет большое прикладное или практическое значение. Её применяют:

  1. При разработке методики обучения чтению.
  2. При обучению чужому языку.
  3. Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).
  4. При обучении звучащей речи глухих.
  5. При создании алфавитов для безписьменных языков.

В зависимости от задач исследования, от его источников и  методов выделяется несколько разделов фонетики:

  1. Описательная фонетика. Её задача - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития. Источником описательной фонетики является современный живой звучащий язык;
  2. Экспериментальная фонетика. В её задачу входит постановка специальных экспериментов, где устанавливаются характерные качества звуков, их значение в процессе общения;
  3. Историческая фонетика. Её задача - изучение изменений звуковой системы данного языка. Источниками исторической фонетики являются памятники письменности данного языка и диалектическая речь;
  4. Общая фонетика. Её задача - изучение природы звука речи, общие закономерности в действующих звуковых системах различных языков.

Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

  1. дыхательный аппарат,
  2. гортань,
  3. надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,
  4. органы произношения,
  5. головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).

Всю совокупность артикуляции, необходимой для свободного образования звуков какого-либо языка, принято называть артикуляционной базой. Артикуляция - это работа органов речи, направленная на производство звука.

Многие лингвисты обращали внимание на реальное противоречие между большим числом звуков языка, обозначающихся на письме, и бесчисленным количеством разных звуков, из которых складывается речь.

Фонема - это наименьшая звуковая единица языка, способная различать морфемы, слова, их формы, видоизменяемая в речевом потоке.

Фонема - количество звуков в любом языке. Они разнообразны, но выполняют одну и ту же роль в процессе общения. В одну фонему относятся звуки, которые по отношению друг к другу не различают слова. Например: том - [тόм], вода - [вʌдá], молоко - [мъʌлко], тюль - [т`jул`], театр - [т`əатр].

Фонема - это абстрактная единица языка, речи. В языке фонема существует как совокупность всех своих вариантов. В речи каждая фонема представлена конкретным звуком, которая является в каждом случае вариантом фонемы. У фонемы существуют два варианта: основной (под ударением) и не основной (в безударном положении) - факультативный.

Все звуки любого языка имеют разное количество. Так, в немецком языке 26 букв, в узбекском - 35, в казахском - 42 и т.д. Все буквы и звуки подразделяются на две группы - на гласные и согласные. Между двумя этими группами существуют акустические и артикуляционные.

 
Header Pic
left unten
© 2009-2018 Русский лицей им. Е.Ф. Будде.
Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения администрации budde.ru
right unten