Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная arrow Языковые единицы
Header Pic
Header Pic

Отношения между языковыми единицами. Понятие о языковом ярусе

Языковая система не является однородной, она состоит из более частных подсистем, которых учёные назвали уровнями или ярусами.

Ярусом или уровнем называется набор относительно однородных единиц языка, одинаковой степени сложности, которые связаны друг с другом синтагматическими или парадигматическими отношениями.

Между собой ярусы связываются иерархическими отношениями, т.е. фонемный ярус входит в морфемный, морфемный - в лексемный. Различают основные и промежуточные ярусы языковой системы. Основные ярусы обладают прежде всего основными единицами языковой системы, а промежуточные ярусы своих единиц не имеют.

Выделяют следующие основные ярусы: фонемный, морфемный, лексический и синтаксический.

Фонемный ярус, являясь мельчайшей единицей человеческой речи, издавна привлекала внимание учёных-языковедов. Постепенно были описаны все звуковые системы различных языков, и в 70-90 гг. XIX в. традиционная фонетика как бы зашла в тупик, поскольку все возможные звуки человеческой речи были исследованы. Выход из этого кризиса фонетики был намечен Бодуэном де Куртэне.

Бодуэном впервые решил исследовать не акустическую, а социальную роль звука, т.е. его интересовали не звуки сами по себе, а та речь, которую они выполняют в языке. В результате этих исследований Бодуэн разработал теорию фонемы. Эта теория опирается у него на 2 положения:

  1. Фонема - это абстрактный звук, который как бы объединяет в себе все конкретные разновидности данного звука, произносимые людьми.

Бодуэн отмечает, что в русском языке в следствии сильной редукции, звуки с одной стороны объективно произносятся по-разному (например: дом - дома - домовой); с другой стороны один и тот же звук артикулируется разными людьми по-разному, что зависит от различного устройства речевых аппаратов. Итак Бодуэн делает вывод, что люди понимают друг друга, хотя и произносят разные с точки зрения акустики и артикуляции звуки, потому что, в сознании каждого человека существует как бы звукотип 0, который помогает всё многообразное различие объединять в одно целое. Таким образом, Бодуэн выявляет первый признак фонемы. Фонема есть типизированный звук.

  1. Бодуэн идёт дальше в своей теории и выдвигает мысль о том, что изолированный звук сам по себе не имеет значения, но будучи включённым в звуковую оболочку слова, выполняет смыслоразличительную функцию. Таким образом, объединяя первое и второе положение, Бодуэн указывает на два признака фонемы: 1) фонема есть типизированный звук 2) который выполняет смыслоразличительную функцию.

Дальше Бодуэн в разработке своей теории решил посмотреть на то, как фонема реализует свои свойства внутри морфемы. И этим самым Бодуэн заложил основы системного понимания языка, т.к. с одной стороны он выделил две основных единиц языка - фонему и морфему; и с другой стороны указал на взаимосвязь между ними.

После Бодуэна теорию фонемы стали развивать его ученики, но каждое из направлений взяло какое-то одно понимание фонемы у Бодуэна. И поэтому в фонологии возникло 2 направления: это Ленинградская фонологическая школа и Московская фонологическая школа.

Ленинградская фонологическая школа основывалась ещё до революции. Её основоположником является ученик Бодуэна Щерба. Эта школа основана на первом подходе Бодуэна к фонеме, т.е. здесь исследуются типизированные звуки, выполняющие смыслоразличи-тельную функцию. Отсюда эта школа имеет экспериментальный характер.

Ленинградская школа создаёт фонологическую лабораторию, и, пользуясь точными приборами, ленинградцы изучают физические и артикуляционные свойства звуков, выделяя среди них типизированные. С этой точки зрения все звуки ленинградцы делят на 2 категории, т.е. типизированные и нетипизированные звуки.

Понятие нетипизированных звуков выводят ленинградцев как бы на другие науки, в частности на психологию и медицину.

Для гласных в русском языке ленинградцы устанавливают в сильных вариантах (под ударением) - это а, о, у, э, и, ы; согласных фонем они насчитывают 37, т.е. они добавляют 3 смягчённых заднеязычных г’, к’, х’.

Московская фонологическая школа выросла из второго взгляда Бодуэна, т.е. фонема есть часть морфемы. Наиболее известные представители Реформаторский, Кузнецов, Панов и др. В отличие от Ленинградской школы Московская имеет теоретический характер. Москвичи разработали теорию позиции фонем в морфеме. Они выделяют сильную позицию - это такое положение фонемы в морфеме, когда она чётко проявляет свои качества и когда они противопоставлена другой фонеме.

Например:

Слабая позиция - это такое положение фонемы в морфеме, когда она утрачивает свои различительные признаки и когда она совпадает с другими: например:

!л!       !л!

Учёные московской школы ввели понятие фонемного ряда, т.е. эта сильная фонема и все её слабые варианты: !о! - !л! - !ъ!. Кроме того, москвичи ввели понятие варианта и вариации фонемы.

Варианты фонемы - это тот произносительный звук, который образуется в результате попадания фонемы в сильную и слабую позиции.

Вариации фонемы - это тот произносительный звук, который образуется в результате попадания фонемы в позиции:

  • а) между твёрдыми согласными (в слове мат - !а!)
  • б) между твёрдым и мягким или наоборот (в слове мать - !а!)
  • в) между мягкими (в слове мять - !а!)

Сообщив конкретные факты, москвичи пришли к конкретному выводу, что в русском языке 5 гласных фонем (фонему  они считают вариантом фонемы ) и 34 согласных фонем, т.е. они не считают самостоятельными фонемами мягкие заднеязычные г’, к’, х’.

Теорию фонемы самостоятельно стал развивать за рубежом ученик Бодуэна де Куртэне Трубецкой Н.С. (1890-1934 гг.). Он один из основоположников пражского лингвистического кружка. В 1926 г. он опубликовал книгу «Основы фонологии», в которой продолжил развитие теории фонем. В отличии от москвичей и ленинградцев Трубецкой объединил взгляды Бодуэна на фонему. Но Трубецкой пошёл дальше. Он стал анализировать фонему изнутри, т.е. он попытался определить из каких свойств состоит сама фонема как мельчайшая единица. В результате анализа, осуществлённого на фонемном материале многих языков, Трубецкой выделил 5 признаков, которые могли лежать в основе той или иной фонемы. Это такие признаки:

  1. ряд
  2. подъём
  3. лабиализация (нелабилизация)
  4. долгота
  5. носовой (неносовой)

Это касается гласных. Однако не все указанные признаки наличествуют в каждой фонологической системе. Например: дя гласных русского языка только первые три будут иметь силы (ряд, подъём, лабиализация (нелабилизация)). Такие признаки, которые являются основными для гласных данного языка Трубецкой называет релевантными, а другие признаки будут нерелевантными. Эти признаки, на которые расщепляется фонема в науке, стали называть дифференциальными признаками и эти признаки фонемы образовали самый низший ярус языковой системы.

Кроме того, фонему изучали и исследователи американского структурализма. Среди которых прежде всего выдвигаются И. Якобсон, Н. Хамский. Их методика опиралась на исследование, на методику Трубецкого, поскольку они изучали фонетический строй непривычных для уха европейцев языков - американских индейцев. Далее они попытались осуществить синтез звуков речи механическим способом с целью создания механической человеческой речи. Иначе говоря, Якобсон и Хамский сумели осуществить на практике теорию Трубецкого.

Таким образом, в XIX веке была отработана методика акустической артикуляционной характеристики звука. В XX в. эта методика обогатилась теорией фонемы, т.е. на звук стали смотреть из функциональной точки зрения. В последнее время кроме акустической артикуляционной и функциональной точки зрения на звук стали смотреть ещё с эстетической точки зрения, т.е. стали связывать воедино звук и художественный образ, создаваемый при последствии звука. Кроме явления ассонанса и аллитерации стали выдвигать и другие приёмы использования звуков для построения художественных образов.

 
Header Pic
left unten
© 2009-2018 Русский лицей им. Е.Ф. Будде.
Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения администрации budde.ru
right unten